Что такое франчайзинг?

franshayzing

Если ваша компания выпускает брендовые товары или услуги, пользующиеся хорошей репутацией на рынке, и вы ищете пути расширения бизнеса с относительно невысокой степенью риска, возможно, стоит подумать о таком варианте, как
франчайзинг.
Этот подход развития бизнеса обычно требует значительно меньших капиталовложений, чем другие, поскольку отобранные вами франшизополучатели, действуя под «крышей» вашей организации, будут инвестировать свои средства — и время — в создание новых торговых точек.
Однако следует помнить, что он требует тщательного планирования и всесторонних исследований; необходимо убедиться, что
ваш бизнес действительно подходит для франчайзинга и позволит создать эффективную франчайзинговую сеть.

Что такое франшиза?

На базовом уровне франшизу можно описать как имеющее юридическую силу соглашение, заключаемое вами (как франшизодателем) и другой компанией (франшизополучателем), согласно которому франшизополучатель получает права на использование вашей торговой марки и право на использование названия фирмы, принадлежащей вам и по лицензии предлагать покупателям ваши брендовые изделия и услуги.
За это право франшизополучатель будет платить плату за привилегию, а также несёт обязанности для исполнения всех условий, которые утверждены соглашениями.

Как заработать на франчайзинге?

Франчайзинг обеспечивает франшизодателя двумя источниками дохода — платежами от франшизополучателя, и прибылью, которую он будет получать благодаря участию в материальном снабжении франшизополучателя.

В первом случае речь идет об единовременном взносе за получение лицензии, а также о ежегодных отчислениях за обеспечение франшизополучателя управленческой поддержкой, в частности за помощь в подготовке персонала и развитии
бизнеса.

Сумма платежей за управленческую поддержку обычно вычисляется как процент от товарооборота франшизополучателя. Как правило, чтобы привлечь подходящих франшизополучателей, первоначальный платеж назначается не слишком большой, а управленческая поддержка на первых этапах осуществляется на довольно высоком уровне. Что касается материального снабжения, то тут франшизодатель может заработать благодаря приобретению товаров большими партиями и перепродавая их франшизополучателям, однако в процессе этой деятельности необходимо следить за тем, чтобы не нарушались юридические нормы торговой практики.

Если у вас возникли какие-то сомнения или вопросы, обратитесь за советом к опытному юристу или свяжитесь с соответствующими организациями.

Какие обязательства я буду нести перед франшизополучателями?

Франшизополучатели будут ожидать от вас не только мер, предусматривающих мониторинг их деятельности для обеспечения соблюдения ими стандартов качества и прочих норм и правил вашей франчайзинговой сети, но и целого диапазона услуг и всесторонней поддержки.

То, насколько надежных и выгодных партнеров вы привлечете как франшизодатель, в значительной мере определяется тем, насколько серьезно вы будете относиться к своим обязанностям по отношению к ним.

Вот краткий список аспектов, в которых могут рассчитывать на поддержку ваши франшизополучатели:

• разработка продуктов;
• маркетинг, реклама и связи с общественностью;
• защита интеллектуальной собственности (например, авторского права, марочного имени, патентов и торговой марки);
• закупки, финансовые и административные услуги;
• взаимодействие разных франшизных точек;
• контроль качества;
• тренинги персонала.

Большинство франшизополучателей надеются также, что франшизоподатель поможет им с финансированием при создании нового предприятия.

Один из способов сделать это состоит в том, чтобы заключить своего рода пакетное соглашение о поддержке с каким — нибудь банком.

Следует подумать также о составлении инструкции — руководства, в котором будут изложены конкретные правила в таких областях, как местный маркетинг, использование марочного имени и т. д. В этом случае все заинтересованные стороны будут изначально знать, кто за что отвечает и кто, что и когда должен делать.

Какие действия предпринять, чтобы с отдачей заняться франчайзингом:

Убедитесь, что ваш бизнес подходит для франчайзинга

Следует помнить, что данный подход к развитию бизнеса годится не для любой компании; обычно он хорошо работает в тех случаях, когда фирма предлагает широкий диапазон товаров и услуг, например, на рынках, на которых существует повышенный спрос на новые или новаторские продукты, нацеленные на узкие рыночные ниши или узкоспециализированные сегменты рынка.

Кроме того, если ваша компания выпускает товары или услуги, рассчитанные на массового потребителя, франчайзинг тоже может стать удачным способом дальнейшего развития бизнеса. Этот подход также наверняка сработает, если ваша торговая точка прибыльна и снабжает потребителей брендовыми продуктами, которые уже успели завоевать признание покупателей и приобрели хорошую репутацию.

Многие «семейные» фирмы, в том числе The Body Shop, Blockbuster Video и Thornton, выросли в огромные прибыльные компании именно благодаря франчайзингу.

Однако франчайзинг будет не слишком удачным выбором, если бизнес предлагает товары или услуги с недолгой «рыночной жизнью» (например, сервисное обслуживание какой-то ультрамодной, но быстротечной технической новинки) или с небольшой маржой прибыли.

Точно так же следует воздержаться от данного подхода к развитию бизнеса, если вы предлагаете услуги, требующие высококвалифицированного и очень хорошо подготовленного персонала, например, в бухгалтерском учете, либо если успех компании сильно зависит от уровня лояльности потребителей и от коэффициента их последующих обращений в ту же фирму.

Кроме того, стоит хорошо подумать, если бизнес функционирует на четко ограниченном с географической точки зрения рынке, например в месте паломничества туристов. Предприятия, обязанные соблюдать строгие требования по аудиту и контролю, например, финансовые институты вроде банков, тоже не подходят для франчайзинга, поскольку их торговые точки не могут функционировать как отдельные, независимые хозяйственные единицы, что, как мы знаем, является непременным условием создания франчайзинговой сети.

Прежде чем принять окончательное решение относительно того, подходит ли ваш бизнес для расширения данным способом, посоветуйтесь с юристами из Российской ассоциации франчайзинга, для чего можно воспользоваться веб-сайтом этой организации.

Подготовьте свою компанию к созданию франчайзинговой сети

В рамках всесторонних исследований и планирования для подготовки своего бизнеса к расширению путем франчайзинга вам надо четко определить компоненты операционной деятельности, которые впоследствии будут использоваться каждой торговой точкой вашей франчайзинговой сети.

Нельзя передать франшизополучателю некую концепцию или идею; вам необходим конкретный бизнес-формат, испытанный и протестированный, успех которого на конкретном рынке доказан и подтвержден временем.
Например, вам не обойтись без признанного рынком марочного имени, способного привлечь надежных и выгодных франшизополучателей. А если возможно, франшизополучателю следует предложить также проверенные производственные процессы и системы распределения.

Если говорить о том, что компании, решившей использовать франчайзинг, придется делать «с нуля», то это создание новой системы бухгалтерского учета и составление бизнес — плана франчайзинговой деятельности.

Тут очень полезно провести SWOT-анализ (т. е. анализ сильных и слабых сторон, возможностей и угроз) по каждой географической зоне, в которой вы намереваетесь открыть франчайзинговую торговую точку.
Потребуется определить, какую именно поддержку вы будете оказывать своим франшизополучателям, и подготовить соответствующие системы, а также разработать первоначальную и последующие тренинговые программы, благодаря которым даже бизнесмен-неофит сможет достаточно быстро узнать о разных гранях вашего бизнеса и научиться успешно управлять франчайзинговым предприятием.

В связи со всеми этими аспектами франчайзинговой деятельности у вас непременно возникнут разные вопросы технического характера, следовательно, на каждой стадии данного процесса необходимо быть готовым к тому, что придется обратиться за профессиональной помощью к специалистам в той или иной специализированной области.

Например, большинство ассоциаций франчайзинга рекомендует потенциальным франшизодателям для начала реализовать пилотный проект в течение как минимум 12 месяцев и предпочтительно более чем в одном месте. Это позволяет протестировать бизнес-концепцию в разных географических зонах.

Если проект окажется успешным, то после всех необходимых изменений и корректировок можно составить проспект для привлечения подходящих франшизополучателей.

Привлекайте франшизополучателей

Если вы решили создать франчайзинговую сеть и хотите добиться на этой ниве успеха, одна из важнейших и первейших задач заключается в привлечении франшизополучателей, что называется, нужного калибра.

Это в первую очередь означает, что вам надо держаться подальше от недобросовестных и неэффективных агентств по подбору франшизополучателей. Разработайте и внедрите процедуру тщательного анализа кандидатов, что позволит вам привлекать только тех, кто действительно хочет и может работать.

Продумайте, намерены ли вы выдавать франшизополучателям эксклюзивные лицензии на деятельность в конкретных географических зонах и насколько велики будут эти зоны.

Заранее определите, позволите ли вы своим франшизополучателям преследовать одновременно какие-либо иные бизнес — интересы, которые, возможно, будут конфликтовать с вашими.

Помните о преимуществах

Одним из основных преимуществ франчайзинга является возможность расширения бизнеса при минимальных инвестициях.
Но есть и другие выгоды, в частности: прогнозируемый поток прибыли от франшизополучателей, централизованная система, позволяющая распределять затраты в рамках более широкой сети и сокращать таким образом индивидуальные расходы каждого франшизополучателя, и, наконец, тот факт, что благодаря этому подходу вы сможете полностью сконцентрироваться на развитии и росте своего бизнеса, поскольку вам не придется заниматься менеджментом отдельных торговых точек.

...не забывайте о недостатках

Поскольку вы не сумеете непосредственно контролировать отдельные предприятия своей франчайзинговой сети, один «плохой» франшизополучатель может испортить репутацию всей системы.

Кроме того, вам придется подготовить либо нанять специалистов для проведения тренингов для франшизополучателей и организовать централизованную систему менеджмента сети.

Не следует забывать и о том, что создание франчайзинговой сети представляет собой довольно сложный и запутанный процесс: вам придется во многом полагаться на помощь и советы сторонних квалифицированных профессионалов, услуги которых, как известно, обходятся очень недешево.

Ожидающие вас ошибки

Нереалистичные ожидания

Не ждите серьезных темпов роста франчайзинговой сети на первых этапах, сразу после ее создания, и не рассчитывайте на первоначальные взносы франшизополучателей как на надежный источник прибыли; помните, что при данном подходе основная прибыль поступает в виде ежегодных платежей за управленческую поддержку.

Как можно реалистичнее оцените свои первоначальные расходы; не забудьте также и о затратах на услуги профессиональных юристов.

Отношение к франчайзингу как к панацее

Если ваш бизнес переживает серьезные финансовые или другие трудности, франчайзинг вам, вероятно, не поможет. Франчайзинг — это способ развития и роста жизнеспособной компании; чтобы этот подход сработал и был успешным, необходимо соблюсти целый ряд важных условий, рассмотренных выше.

Выбор неподходящих франшизополучателей

Если кандидат на приобретение франшизы не отвечает всем отборочным требованиям, решительно откажитесь от него. Помните, что в этой сфере считается нормальным отбор одного кандидата при отказе десяти другим, но иногда встречается и расклад сто к одному.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

 

© 2019 // Дизайн и поддержка: GoodwinPress.ru